Главные новости Одессы

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Odessa.online представляет рубрику «Необычные хобби одесситов».

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Корреспондент Odessa.online пообщалась с известным украинским путешественником Теодором Резвым и узнала о его хобби, путешествиях и о том, что делает его счастливым.

Многие знают Теодора как человека, который в одиночку пересек Атлантический океан на вёсельной лодке. Кроме путешествий Теодор увлекается стрит-фотографией, создаёт нэцкэ и не боится одиночества.

***

Свою первую нэцкэ Резвой создал будучи десятилетним мальчиком, вдохновившись советским фильмом «Каникулы Кроша». Обучаясь в художественном училище имени Грекова, Теодор вернулся к старому занятию. И даже работая корреспондентом на радио, одессит продолжал создавать нэцкэ и тогда же продал одну из свои миниатюрных фигурок за баснословные для того времени деньги — 30$. Сейчас знаменитый путешественник зарабатывает сотворением нэцкэ и получает от этого огромное удовольствие.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Но давайте обо всём по порядку…

Экстрим заставляет человека размышлять над реально важными вещами в жизни

Сначала наша корреспондентка поинтересовалась, как долго знаменитый путешественник готовился к переходу через Атлантический океан.

— Готовился и решался недолго. Я планировал стартовать осенью 2002-го, но лодка «подвернулась» раньше. Поэтому получилось стартовать в октябре 2001 года. В то время я работал веб-мастером Общества Океанских Гребцов и задумывался о подобных переходах.

Как Ваши близкие отнеслись к этой опасной затее?

К счастью, все идеи, которые у меня возникают, поддерживаются моими близкими, потому что все понимают: раз мне это надо – единственный выход сделать путешествие максимально безопасным и помочь в сборах. Практически не было случаев, когда кто-то был категорически против.

Какого оказаться в полном одиночестве посреди океана?

Оказаться в полном одиночестве где-то замечательно. Я в последнее время живу один и это прекрасно. Когда всё время предоставлено только тебе самому – лучшее время побыть наедине со своими мыслями и размышлениями.

Идеальное сочетание – это экстремальное путешествие, но растянутое во времени. Потому что экстрим, не растянутый во времени, например, банджи-джампинг, не дает того эффекта. Длительное, но не экстремальное путешествие, тоже не дает такого эффекта. Именно сочетание экстрима и длительного путешествия дает особый эффект. Экстрим заставляет человека размышлять над реально важными вещами в жизни. Растянутость во времени дает возможность обсмаковать и обмусолить все тонкости дальнейшей жизни. То есть любое экстремальное длительное путешествие – очень полезная вещь.

Это был первый момент, когда Вы остались в одиночестве?

Нет, конечно. Первый переход занял 67 дней 6 часов 35 минут и это было серьезное испытание. Хотя я был всегда на связи с родственниками. На лодке я был один и практически никого не видел. Пару раз суда проходили, но большую часть времени я был абсолютно один.

Над какими вещами Вы размышляли?

О ценности семьи, дружбы и смысле жизни. О достаточно обычных вещах, над которыми часто задумываешься, но не всегда есть время ответить самому себе честно.

Вы себе ответили честно?

Да. Я сейчас лучше, чем до океана, но хуже, чем во время. Это один из ответов, почему альпинисты снова идут в горы, а гребцы снова выходят в океан не смотря на то, что это опасно. Хочется вернуться в то состояние лучшего себя – идеального, честного, правильного человека.

Вы нашли свой смысл жизни тогда?

Тогда, наверное, еще нет. Самый большой перелом или, скажем, изменение, произошло после развода. Я тогда начал жить один и многое изменилось в сознании, стиле жизни. Сейчас я абсолютно счастлив и доволен всем. Все прекрасно. Лучшего и не надо. Я иногда думаю, что вот как оно есть, вот так бы оно двигалось дальше  — ничего лучше и не надо. Просто всё супер.

Было ли Вам страшно в первом переходе?

Естественно, да. Водная стихия для человека чужда. Говоря о пеших, велосипедных или автомобильных путешествиях … даже оставшись в тайге без продуктов и укрытия, всегда можно себе что-то смастерить, найти какие-то ягоды, есть траву или есть кору деревьев. От хищников можно спрятаться в пещере или на дереве. Какой-то выход всегда есть. В океане, особенно если выпасть за борт, шанс выжить практически нулевой. Во время путешествия я бросал на воду бумажку и смотрел, как она удаляется от лодки. Я понимал, что если бы я был на месте этой бумажки и плыл бы изо всех сил к лодке, то я не догнал бы её. Страшно выпасть за борт, поэтому гребцы с момента старта и до финиша пристегнуты.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Почему Вы не завершили переход через Индийский океан?

Я стартовал на два месяца позже, потому что были сложности со спонсорами. Я был всего 20 дней в океане, дошел до Кокосовых островов и на этом прекратил переход. Я много лет искал спонсоров, чтобы пройти Индийский и Тихий океаны. Если бы мне это удалось, то Украина стала бы первой страной в мире, чей представитель перешёл все океаны в одиночку. Вопрос был всего лишь в деньгах. Сейчас мы уже первыми не станем, потому что первыми уже стали.

Чем Вы занимались после завершения перехода?

У меня очень быстро нашлась замена переходам. Так как переходы – это дорогие проекты и со спонсорами сложно, быстренько нашлись варианты интересных занятий. Последний переход в Индийском океане был в 2005 году, а в 2006-м я с друзьями и с одесским клубом экстремального автотуризма «Направление» поехал на север России. В 2007-м мы поехали своим ходом в Монголию, а в 2013-м – на мопедах во Владивосток. Такие путешествия бюджетнее, веселее и безопаснее.

Эти путешествия были за свой счет?

Часть средств были личными и часть спонсорских. Это всё достаточно дорогостоящее удовольствие, потому что нужно подготовить транспортное средство к путешествию. Кроме того, за время путешествия нет заработка и хорошо, когда есть хоть какие-то спонсоры, чтобы разделить с ними затраты.

Что Вы делали после 2007 года?

После Монголии много лет не было значимых путешествий, кроме частных поездок. В 2013 году с другом Евгением Стояновым решили показать всему миру, что можно путешествовать на любом транспортном средстве. Тогда мы проехали на мопедах с самым маленьким объемом двигателя – 50 кубов. Мы поехали из Одессы до Владивостока и назад. И это стало моим вторым рекордом Гиннеса. После 2013-го у меня было много частных поездок.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Путешествия меняют сознание…

Путешествие для Вас – это что?

Я считаю путешествия одним из самых больших удовольствий в жизни. Они очень меняют сознание и представление о мироустройстве. Те, кто много путешествует, совершенно иначе смотрят на жизнь, потому что мы воспитываемся в социуме. Общество со своими моральными устоями и взглядами на жизнь, а каждое общество и страна отличаются в какой-то степени. И смотря на людей, которые даже не выезжают из родного города, я вижу у них четкий шаблон мироустройства. А когда ты ездишь по миру, то видишь, что мир разный и не такой, каким ты его представлял перед тем, как покинуть дом. Многие страны сильно отличаются по нормам морали, этикету.

Путешествуя по миру, я понял, что нельзя судить о чем-то, пока не узнаешь всех тонкостей и деталей происходящего. Зачастую мы их и не знаем. Физически невозможно знать всё. Даже опросив всех свидетелей и участников какого-то происшествия, полная картина не откроется.

Чем больше путешествуешь, тем больше видишь разные нормы жизненных устоев и это помогает.

Чем помогает?

Помогает проще относиться к разным жизненным моментам. Меня многие вещи совершенно не напрягают, и я стараюсь не реагировать быстро. Мир не делится на черное и белое. Я проще и мягче отношусь ко многому благодаря путешествиям.

До путешествий Вы ко многому относились иначе?

Наверняка. На какие-то вещи больше реагировал. Мир не имел такого количества градаций между черным и белым. Сейчас многие не видят даже серединку между черным и белым, хотя этих градаций миллион. Сейчас я стараюсь не рубить с плеча и не судить по первым признакам о каких-то событиях.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Как еще на Вас повлиял переход через Атлантический океан и другие путешествия?

Благодаря переходу через Атлантику мне стало проще организовывать путешествия. Потому что до него я приходил к спонсорам и рассказывал о том, что хочу пересечь океан на весельной лодке и я выглядел городским сумасшедшим. После моего перехода я стал относительно известным. Общий тираж задокументированной прессы составил более 20 миллионов. После этого стало проще организовывать следующие проекты.

Если сейчас спонсор предложит поучаствовать в проекте?

Идей и планов громадьё. Я бы хотел побить собственный рекорд и снова отправиться во Владивосток. Возможно я когда-нибудь осуществлю это. Во всех проектах самое сложное – найти спонсора.

***

Хочется отметить, что до того, как Теодор всерьез занялся любимым делом – вырезанием нэцкэ, он успел поработать в разнообразных местах.

— Кем я только не работал, — говорит Теодор Резвой. — Я работал дизайнером в креативном бюро, художником-декоратором на одесской киностудии, продавцом в магазине и на рынках, корреспондентом на радио и преподавателем живописи в компьютерной академии.

 

Надо заниматься в жизни тем, что ты умеешь лучше всего, и тем, что приносит больше всего удовольствия

А как Вы начали делать нэцкэ?

Я ходил в школу до того, как начал делать нэцкэ. Желание появилось после просмотра советского фильма «Каникулы Кроша».  До развода для меня нэцкэ было как хобби. Мои детские были проще и «топорнее» сегодняшних и, к сожалению, не сохранились. Я тогда и не часто вырезал. В училище я продолжил этим заниматься. После развода, во время переосмысливания жизни, я понял, что надо заниматься в жизни только тем, что ты умеешь лучше всего, и тем, что приносит больше всего удовольствия.

Нэцкэ – это одно из тех занятий. Мне нравится путешествовать, но там нельзя заработать. Многие путешествуя зарабатывают, но я не люблю монетизировать процессы. Нэцкэ я вырезал по-своему, а кому он понравился – купил и всё. Без заказов, обязательств и постоянства. Я постоянно хожу с фотоаппаратом, потому что нравится искусство фотографии, но монетизировать этот процесс мне тоже не хочется, потому что это убивает творчество.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Что нравится в сотворении нэцкэ?

Я получаю массу удовольствия от самого процесса. Я согласен с высказыванием о том, что заниматься нужно только тем, чем бы вы занимались, если бы абсолютно не нуждались в деньгах. То есть, если бы я был миллиардером, то продолжал бы вырезать нэцкэ. Но делал бы это еще лучше, потому что я мог бы потратить больше времени на производство, не задумываясь о сроках.

Я никогда не копировал работы, потому что это неблагодарное дело. Мне интересно сделать свою версию

Чем планируете заниматься в дальнейшем?

Нэцкэ, путешествиями и фотографией. Я во всех путешествиях фотографировал и понимаю, что это неправильно и даже греховно, если, поехав в уникальную поездку, приеду и никому не покажу фотографии или вообще не буду фотографировать. Нужно реально делиться: показывать и рассказывать миру. Потому что у некоторых людей нет возможности отправиться куда-то. А когда ты путешествуешь, то показываешь частичку этого мира другим. Поэтому нужно фотографировать во всех путешествиях и делиться сделанными кадрами.

Планируете ли Вы организовать выставку с фотографиями из своих путешествий?

Я сейчас серьезнее занимаюсь фотографией, чем тогда в поездках. Понимаю, что отбор к фотографиям стал критичнее. Для выставок нужно другое качество, хотя бывают кадры, когда неважно, на что снято. Тем не менее, сейчас зритель требовательнее. Выставляя фотографии сомнительного качества можно испортить впечатление. Для меня платформа для выставок – это Instagram и Facebook. Я бы может и сам не пошел бы на какую-нибудь выставку, потому что все эти фото мог увидеть у человека в соцсетях. Другое дело, когда фотография творческая, а не репортажная. Для фото мне не интересно организовывать выставку. Я отношусь к той категории людей, которым интереснее самим поехать и увидеть всю красоту вживую.

А для нэцкэ?

Для них у меня когда-нибудь будет выставка «живых» работ. Сейчас иду к этому.

Где вы обучались искусству создания нэцкэ?

Нигде. Мне помогло моё художественное образование. Я считаю, что нужно пройти академическую школу для того, чтобы заниматься творчеством. Проходя по Соборной площади, я вижу, кто профессионал, а кто – нет. Причем иногда это трудно объяснить.

Как давно занимаетесь нэцкэ?

Где-то с 80-го года. Первые работы начал продавать, работая на радио. Тогда уровень цен и качество работ были другими. Если заниматься самым любимым делом, то твоё дело вырастет, и работы будут классными, чем бы ты не занимался. Даже если ты будешь самым классным дворником, то ты постепенно будешь переходить на более хорошую работу и тебя кто-то позовет к себе, потому что ты мастер своего дела.

Вы можете назвать себя мастером по созданию нэцкэ?

Да. При том, что я достаточно скромничаю по поводу многих достижений и умений, но в Украине есть всего несколько мастеров, делающих это более или менее достойно или хорошо. И в мире таких людей, если посчитать, очень мало.

Стоимость Ваших работ?

У меня был период, когда я продавал нэцкэ по 30 долларов, но у меня тогда месячная зарплата была такой. Свою самую дорогую нэцкэ я продал за 1500 долларов.

Как придумываете героев для нэцкэ?

Всё из головы. Некоторые идеи для сюжетов я брал из своего прочтения японского эпоса, сказок, притчей. Я никогда не копировал работы, потому что это неблагодарное дело. Мне интересно сделать свою версию. Я очень внимательно отношусь ко многим моментам. Хотя понимаю, что никто не увидит, как я где-то внутри отполировал или прорезал отверстие, чтобы оно было не просто круглое от сверла. Многие не придадут этому значение, но я придаю, поэтому иногда у меня уходит много времени на работы.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Сколько времени уходит на работы?

Иногда это может быть месяц, а иногда месяцы. Бывает, что делал работы за неделю. Просто чтобы отдохнуть от сложных работ. Потому что когда работаешь месяц или больше над одной работой, то «замыливается» глаз и нужно откладывать. У меня была одна работа, которую я делал на протяжении трех лет. Я её просто начал делать, дошел до определенного момента и не знал, что делать дальше. Я её откладывал и делал другие работы. У меня есть свой термин для нэцкэ. Он произошел от одесского слова «помацать». Родился он, потому что у меня есть работы, у которых есть отдельный статус – « мацатебильные». Вообще нэцкэ — это интимное искусство. Если картину может смотреть сразу 10-20 человек, то нэцкэ, в основном, два-три человека, стоящие рядом, но, в принципе, её смотрит тот, кто держит в руках. Потому что нужно почувствовать фактуру, обработку, материал. Очень многое зависит от того, как ты её обработал.

Есть работы, которые могут быть простыми, но настолько «мацатебильными». Её держишь в руках и хочется всё время «мацать», потому что она очень приятная на ощупь.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Работаете ли Вы на заказ?

Нет, заказы я не беру. Во-первых, меня это ограничивает в творческом полёте, а во-вторых, уже какие-то обязательства есть, и я должен до какого-то срока сделать работу. А я вот хочу делать совершенно другую работу. У меня бывает такое, что еще на этапе завершения одной работы появляется идея для следующей. Бывает так, что беру материал и подбираю героя под него.

Никогда не делаю зарисовок – всё в голове. Я просто беру кусок материала и смотрю, как бы там могла поместиться та или иная фигурка или сюжет.

Какие материалы Вы используете?

Только натуральные. За всю жизнь я вырезал одну работу из искусственного материала и начал жалеть еще на этапе завершения. Я вырезал из эбонита, когда учился в училище и как-то не то.

Использую любой натуральный материал – дерево, кость, бивень мамонта, олений рог, камень, окаменелости, разные породы дерева, ореха тагуа.

Самые лучшие глаза получаются из янтаря. Зрачок – из черного дерева. Янтарь тяжело обрабатывать, потому что он хрупкий. Кроме этого, его невозможно зажать в тисках, приходится держать в руках и так сверлить. Если пережать, то он расколется, если не дожмешь и начнешь сверлить – он улетит. Добавьте к этому, что это происходит в микроскопических размерах, но интересно решать такие задачи.

Где Вы берёте бивень мамонта? В Одессе?

Вы можете сами походить по «Староконке», найти какие-то куски и купить недорого. Что-то мне дарили. Но я не хожу и не ищу, потому что у меня есть рог хороший. Сейчас я из него режу. Если я его распилю на кусочки, то хватит примерно на 50 разных работ.

Материал важен?

Не всегда. Понятно, что разница между деревом и рогом или бивнем мамонта для определенного сюжета будет важна. В принципе, будет это бивень мамонта или рог оленя – не важно. Имеет значение сама работа. Для покупателя бывает красиво звучит, если в аннотации указано, что в нэцкэ присутствует бивень мамонта, серебро, золото или черное дерево. А там этого золота – минимальное количество. Но это вроде как сделало работу ценнее.

Что Вас вдохновляет?

В последнее время моей работоспособности над нэцкэ способствует фотография. В основном я занимаюсь стрит-фотографией. Гуляю и много фотографирую. Прихожу домой и смотрю снимки и тут же удаляю то, что не нравится. Радость от удавшихся кадров вдохновляет меня на работу.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Когда будет выставка нэцкэ?

Выставка, возможно, будет в следующем году. Для того, чтобы сделать выставку, мне нужно хотя бы 10-15 «живых» работ. Остальные уже можно показать на фотографиях. Чтобы сотворить такое количество работ, мне нужно работать полтора-два года, не продавая ни одной работы. Но нужно на что-то жить. Так как это искусство специфическое, я понимаю, что, представив свои работы на выставке, придут люди, посмотрят мои работы и у меня, может быть, появится один новый клиент. Но он также может появиться, увидев мои работы в интернете.

Сейчас мне помогает в организации один хороший человек, который покупает у меня все работы. У него уже есть 6-7 моих работ. В будущем он планирует организовать выставку моих работ.

Какая география у Ваших работ?

Украина, Россия, Китай, США, Германия, Швейцария, Франция, Англия, Израиль, то есть практически по всему миру. Из всех этих стран Швейцария мне кажется самая чопорной. Японское искусство и Швейцария – это очень далекие вещи, и мне кажется, что нэцкэ намного дальше от неё, чем от Америки или Англии.

Никаких улучшений не надо, как есть уже замечательно

О чём Вы мечтаете?

О том, чтобы всё, как оно есть, так и двигалось. Не надо больше денег, не надо меньше денег. Чтоб все были здоровы и всё шло, как идет – так замечательно. Всё так классно, что ничего не надо мне. Никаких улучшений не надо, как есть уже замечательно.

Что делает Вас счастливым?

Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ. И, конечно, мои сыновья. Прийти домой вечером и сварить пельмени – тоже классно (смеется). В последние годы, когда возвращаюсь домой, несмотря на то, что меня там никто и ничего не ждёт, я счастлив. Я понимаю, что сейчас заварю себе чаёк, приготовлю ужин, потом сяду работать или смотреть сериал. Мне нравится одна фраза, она частично отражает действительность – «Если вы не можете на работе пить пиво в трусах, значит, где-то в жизни вы повернули не туда». Я могу на работе пить пиво в трусах, это комфортно и здорово. Когда на улице мегажарко или холодно, я могу себе позволить никуда не идти. И это кайф. Я сижу, работаю, и получаю удовольствие от самого процесса.

Теодор Резвой: «Три кита моей жизни – путешествия, фотография и нэцкэ»

Беседовала Ирина Кравцова

Другие материалы по теме:
Многим жителям Черемушек завтра почти на сутки отключат воду
В Одесском художественном музее откроется реставрационная мастерская
Шлагбаум снесли – о последствиях не подумали: на 13-й станции Фонтана снова пробки, конфликты и парковка на газонах
Более 300 человек пройдут Маршем защитников в Одессе
На одесской улице две «гастролерши» отвлекли разговорами и обокрали киевлянина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *